09 декабря 2024
Мюзикл осваивает сибирские благодатные края
Валерий Кичин
Российский мюзикл становится на ноги. Все более уверенно врастая в новую для себя почву, впитав богатый мировой опыт и накапливая собственные сочинения, он уже оккупировал отечественные сцены от Москвы до самых до окраин. И уже появились свои классики его драматургии, музыки и режиссуры.
По традиции жанра он обратился к хорошей литературной основе. Первопроходцем стал «Норд-Ост» по «Двум капитанам» Каверина, наш первый стационарный патриотический мюзикл Алексея Иващенко и Георгия Васильева. Его судьбу оборвала трагедия, но он возродился на учебной сцене ГИТИСа в азартной постановке Дмитрия Белова, а оригинальный спектакль в записи успешно идет в кинотеатрах в рамках проекта «Театр в кино».
Только в этом году на сценах страны вышли новинки от Сергея Дрезнина «Человек, который смеется» по Гюго и «24 часа из жизни женщины» по Цвейгу в Екатеринбурге, от Артура Байдо «Орел и Ворон» по Пушкину в Красноярске, «Алиса в стране чудес» Владимира Баскина в Магнитогорске, еще одна версия «Острова сокровищ» с музыкой Максима Кошеварова и либретто Константина Рубинского в Омске; на подходе премьера «Гран-гиньоль. Театр ужаса и смеха» Рубинского — Кошеварова в Петербурге. Все большее число «региональных» музыкальных и драматических театров страны демонстрируют уверенное владение тайнами очень сложного, универсального по структуре жанра. На фоне тревожной ситуации в стабильно лидировавших театрах Екатеринбурга и Новосибирска это вселяет некоторые надежды.
Перед московскими труппами у регионалов то преимущество, что они еще доказывают свое право принадлежать к элитарному клубу и не обрели столичную самоуверенность. А самоуверенность, как видим, губит даже очень славные большие театры.
Красноярский музыкальный играет «Орла и Ворона» наотмашь, как главное событие творческой жизни. Для сочинения рок-оперы по «Капитанской дочке» приглашены композитор Артур Байдо, либреттист Алексей Иващенко и режиссер Дмитрий Белов — люди из главного, очень немноголюдного эшелона профессиональных талантов мало кому поддающегося жанра. Все делалось специально для красноярского театра: на конкретных актеров написаны либретто и музыка, на них ориентировал свои фантазии режиссер. Результат, если не считать его громоздкости, хорош: возник спектакль с системой глубоких смыслов, способный вызвать отклик современной, из середины трагических 20-х, публики.
Кастинг кажется безупречным, и на отечественных театральных конкурсах новинка берет все главные призы от «Лучший спектакль» и «Лучшей режиссуры» до «Лучший актер» (Станислав Сикирин в роли Гринева). Название взято из неоднозначной по смыслу «калмыцкой притчи», рассказанной у Пушкина: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью». Отсюда вычерчена диаграмма становления личности: из маминого сынка Пети Гринева вырастает парень с достоинством, готовый в боях и спорах отстаивать свою любовь и судьбу.
Режиссер Дмитрий Белов, как никто другой в этом жанре, владеет секретами многослойной театральной образности, легким штрихом, минимальными средствами обращая царевых судейских чиновников в угодливых пуделей, колесо для взвихрения снега в беличье колесо истории и, затем, в инструмент пыток. Затейливые парики царицы-немки смахивают на шапки-ушанки, для всего мира ставшие как бы символом загадочной, так и не познанной Руси; противостояние Пугачева и Екатерины II выглядит не менее чем сшибка Востока с Западом. Спектакль динамичен, в нем все в постоянном движении — от выразительнейшей массовки до скупых, но емко образных декораций. Хотя, по-моему, авторы погорячились, определив свое детище как рок-оперу, — это драма, где диалоги пополам с музыкой, весьма сложной, с мощным драматургическим развитием, но в спектакле работающей наравне с драматическим действом. Тем более впечатляет готовность артистов музыкального театра к таким универсальным жанрам, а Артур Байдо еще раз подтвердил свой талант художника по звуку — аранжировщика.
Омский «Остров сокровищ» тоже пленяет динамизмом, и если кастинг здесь типажно сомнителен (любой театр вынужден обходиться теми, кем располагает труппа, и мальчуган Джим в виденной мною версии выглядит ровесником своей мамы), то на первый план выходят восхитительные массовые сцены — играющий балет, танцующий хор, солисты-пираты — знаменитая кинофраншиза явно внесла в стиль режиссуры Михаила Сопова свою шлягерную мелодию. Каждому дан свой комический образ, костюмы живописны и остроумны, хореография Владимира Романовского хороша сочетанием ансамблевости с яркой прорисовкой каждого характера. Лаконичная сценография Юрия Сопова с умелым использованием видеопроекций дает полное ощущение, что мы в бушующем океане или в живых, переполненных лесными голосами, колышущихся под ветром джунглях. Многоопытный автор либретто Константин Рубинский берет канву хрестоматийного романа и тасует его персонажей так, как лучше для веселого музыкального спектакля, который, как ни крути, обязан быть обворожительной вампукой. Музыка Максима Кошеварова содержит несколько заводных шлягеров, а в целом стилизована под старобританский мелос, даже чудятся отзвуки волынок. Как и нужно жанру, этот спектакль — торжество азартной театральной игры, где актеры упиваются происходящим на сцене действом не меньше заведенных ими зрителей.
Началась наконец и работа по возвращению в активный репертуар дряхлеющей оперетты — уже невозможно всерьез сопереживать страданиям «графьев и князьев», а роскошную, ставшую классикой музыку Легара, Кальмана, Штрауса, Дунаевского, Милютина надо спасать. Началось с блестящего эксперимента Алексея Иващенко, Дмитрия Белова, Артура Байдо с «Сильвой» и феерического возвращения раритетного у нас «Микадо» Гилберта и Салливана в постановке Алексея Франдетти в Екатеринбурге. Эстафету подхватила Московская оперетта с перенесенной в Голливуд «Веселой вдовой» и сильно посвежевшей «Принцессой цирка» («Мистер Икс«) тандема Константин Рубинский — Валерий Архипов; к весне готовится новая версия «Фиалки Монмартра». Так, мало-помалу, музыкальный театр у нас выходит на первые позиции, заставляя драматические труппы завидовать и рваться в бой.