«Снежная королева» зашла...

"В Омске" от 22 декабря 2023
Автор: Елена Петрова

Зрители победили Змея Горыныча, зажгли ёлочку и спели вместе с Трубадуром. При чём здесь «Снежная королева» Андерсена? Объясняю по порядку.

Новогодняя премьера в Музыкальном театре началась с интермедии: в зале появились Трубадур, Пёс и Петух. Маленькие зрители, конечно, сходу угадали, что это — Бременские музыканты. Они и пообещали проводить зрителей в сказочный новогодний лес. Да не тут-то было!

Из оркестровой ямы появился трёхглавый Змей Горыныч, вернее, его зубастые головы. Страшные! С горящими глазами. Малышня в первых рядах замерла, но хитроумные музыканты вступили с ними в сражение, к ним присоединились и юные зрители: сбежались к сцене со всего зала и закидали Змея «снежками», которые им еле успевали подавать Бременские музыканты. Тут и Дед Мороз подоспел, да ещё и с милым Дракончиком, символом наступающего года. А у Маленькой разбойницы и Ёлочку отбили. Она оказалась живой, говорящей, поющей и даже придумала новую присказку, чтобы на ней зажглись новогодние огоньки. Зрители с таким энтузиазмом её подхватили, что Ёлочка не могла не засветиться весёлыми огоньками!

И только после этого рассказчик-Снеговик (Семён Мясников) пригласил всех в сказочный лес. Впрочем, и дети, и взрослые уже почувствовали, что попали в сказку. А уж когда открылся занавес, то окончательно в этом убедились. Во многом это заслуга художника-постановщика Сергея Новикова. Кажется, что созданный им волшебный мир исключительно ручной работы. Это и уютный дом бабушки Герды, где живёт ещё и кот Ганс (Вадим Невзоров), онон — словно связанная бабушкиными руками игрушка, но абсолютно живое, со своим характером существо. А огромное, украшенное ледяными узорами окно тоже как живое: когда бабушка (Ольга Березовская) рассказывает сказку о Снежной королеве, оно, в меняющемся освещении, словно бы участвует в рассказе. Уж не этот ли волшебный свет помог ледяным осколкам проникнуть в сердце Кая (Игорь Парамонов)?

Особенно замечателен был волшебный лес, где вечное лето и усыпляющий аромат цветов. Не удивлюсь, если выяснится, что каждый цветок и листок в нём сделаны вручную из сукна или чего-то в этом роде — мягкого, тёплого. Не удивительно, что Герда (Маргарита Дергилева) и Кот засыпают от этой расслабляющей мягкости в окружении прекрасных цветов (это воспитанники детской балетной студии театра). Так бы, наверное, и проспали до конца представления, если бы не явились гламурные вороны — Карл и Клара (Александр Серков и Анастасия Фёдорова), они же — придворные во дворце страдающего от одиночества Принца (Кирилл Кириллов). Добрый принц, как мы помним, одарил Герду не только шубкой и шапкой, но и каретой в упряжке. Здесь золотого коня, как игрушечного, повёл под уздцы Кот. И этот подчёркнуто игровой приём никого не смутил: всё происходящее как бы погружено в стихию детской игры. Ведь по улицам городка, где живут Кай и Герда, носятся ребятишки с санками, наверняка в своих играх они тоже становятся сказочными героями.

А вот лес, где орудовали под предводительством Атаманши (Михаил Дергилев) разбойники, уже совсем другой: деревья скрывают страшную пещеру разбойников, из которой они вырываются на дорогу, а там как раз и едет Герда. Захват «добычи» тоже не выглядит страшным, превращаясь в танец. А общение Маленькой разбойницы (Евгения Шарыгина) с мамашей и вовсе комично: грозная Атаманша вмиг превращается в испуганного ребёнка, так её «достала» буйная дочка. Но даже она, вроде бы, эгоистка до мозга костей, как мы помним, сочувствует Герде и отправляет её к Снежной королеве со своим оленем. Это, конечно, такая же игрушка, как и конь Принца, но Маленькая разбойница и её не пожалела для Герды. А Кот решил остаться с разбойниками: понравилась ему их свободная жизнь: «Кто не рискует, тот не пьёт сливки!», — заключил он, прощаясь с Гердой.

Встретилась Герда и с северным народом, Мудрец этого племени (Алексей Григорьев) предсказал Герде победу. Так, конечно, и вышло: растопили её слёзы лёд в сердце Кая. И сама Снежная королева не смогла противостоять сердечному теплу. Может, даже и растаял весь её ледяной мир?

Надеюсь, этого не случилось, ведь «Снежной королеве» — быть на сцене Музыкального все новогодние каникулы, да ещё не по одному представлению в день! Говорят, уже и билетов не достать. Тем, кто не успел приобрести их заранее, остаётся только надеяться, что этот мюзикл Кима Брейтбурга в постановке Оксаны Антоненко останется не только в новогоднем репертуаре. Пусть даже без зажигательной интермедии, но будет! Ведь сказка эта любима и детьми, и взрослыми.

Актёр Игорь Парамонов признался даже, что в детстве у него были перчаточные куклы — герои этой сказки, он играл с ними под одноимённый мультик. И когда узнал, что театр будет ставить «Снежную королеву», конечно, мечтал о Кае. Мечта сбылась. Как и у Елены Билык: ей хотелось быть именно Снежной королевой, так и случилось. В её героине актрисе больше всего нравится то, что она — волшебница и может завораживать других. А помогают перевоплотиться грим и костюм, которым позавидовала бы и Леди Гага. Это же помогает Михаилу Дергилёву превращаться в корпулентную Атаманшу. Чувствуется, что в этой характерной роли он, что называется, «отрывается».

Михаил, кстати, рассказал, какую огромную работу проделали декораторы и все технические цеха театра. Непросто было одежде разбойников придать вид вязаной: ткань уложена характерным для вязки узором. И это, считает Михаил, не случайно: блестящему, но ледяному миру Снежной королевы противопоставлен тёплый, вязаный мир людей. И то, что у разбойников именно такая одежда, показывает, что они — не безнадёжны, ведь помогают они, в конце концов, Герде. Да и злодеи эти разбойники, скорее, понарошку, как в игре или в мультике: «Говорят, мы бяки-буки...». Да, перекличка с «Бременскими музыкантами» случилась и в образе Атаманши.

Вообще, ощущение, что попадаешь в хорошо знакомый музыкальный мир, не оставляет во время всего представления. А как иначе, если композитор — автор хитов, которые поют Киркоров, Долина, Панайотов и другие короли эстрады? Но Ким Брейтбург ещё и автор рок-оперы, сюит и чуть ли не десятка мюзиклов, так что эстрадная лёгкость мелодий здесь сочетается с драматургической наполненностью. Есть возможность и героям раскрыться, и балету себя показать. Поэтому и «зашла» эта «Снежная королева» и маленьким, и взрослым зрителям. И артистам Музыкального, конечно!

Источник: https://vomske.ru/blogs/28444-snejnaya_koroleva_zashla/