Сцена-арена, три религии и Синайская пустыня: какой эксперимент поставил Омский музыкальный театр

"Вечерний Омск" от 13 сентября 2023
Автор: Татьяна Попова

В Музыкальном театре 9 сентября состоялась премьера необычного спектакля. Стихи средневекового поэта Абу-ль-Аля аль-Маарри сплелись с христианскими легендами Николая Лескова, а зрителей усадили на сцене вокруг Синайской пустыни – арены, где разыгралась драматическая история.

ПЕРВАЯ ПОСТАНОВКА
Спектакль «В поисках времени» (16+) – очередной эксперимент Музыкального театра, который начал выходить за рамки привычных жанров и форматов. Либретто этой музыкальной притчи написал еще в начале двухтысячных на тот момент будущий главный режиссер Музыкального театра Александр ЛЕБЕДЕВ: один московский продюсер предложил собрать в единую сюжетную канву известные в артистических кругах песни Олега МИХАЙЛОВА, основанные на поэзии арабского поэта аль-Маарри в переводе Арсения Тарковского.

– На тот момент я увлеченно читал прозу Лескова, поэтому и сложился такой сценарий. Но тогда его осуществить не получилось, а года три назад нашлось продюсерское агентство, которое осуществило в Москве постановку с участием Петра Маркина, Сергея Ли, Ольги Беляевой и другими звездами московских мюзиклов, – объясняет режиссер-постановщик спектакля «В поисках времени» Александр Лебедев. – Постановка москвичей, можно сказать, толкнула камешек с горы, он покатился. Я попробовал, поставил этот спектакль со студентами в театральном институте, а теперь он и на сцене нашего театра. И это первая и единственная в стране полноценная постановка этого материала: московская уже не идет, да и была сделана совершенно в другом виде – полуконцертном исполнении песен. У нас же полноценный спектакль.

КАЖДЫЙ НАЙДЁТ
На камерном пространстве сцены зрительские ряды стоят амфитеатром, а в центре, словно на арене Колизея, разворачивается сюжет из раннего средневековья. Купец Абрам (Илья СКЛЯРОВ), воин Данила (Михаил ДЕРГИЛЕВ) и крестьянин Махмуд (Александр СЕРКОВ) исповедуют три разных религии: иудаизм, христианство и ислам.

Но всем одинаково предстоит пережить горечь утраты, отчаяние, толкающее на грех, потерю смысла жизни – пути трех героев постоянно пересекаются, чтобы однажды сойтись в одной точке, среди священной Синайской пустыни. Сюда приходили молиться и Моисей, и Иисус, и Магомет. И здесь Абраму, Даниле и Махмуду, трем представителям разных религий, предстоит найти свое время для новой жизни – по-настоящему раскаяться и осознать бессмысленность любой вражды.

– Мы очень рады, что в театре появляются такие разные проекты, где ты можешь себя почувствовать в новом амплуа, – признался исполнитель роли Данилы Михаил Дергилев. – Я всегда говорю, что Музыкальный театр – это театр для всех, каждый найдет для себя что-то по своему вкусу: от оперы на итальянском языке до вот таких драматических спектаклей с музыкой – это ни в коем случае не мюзикл. Это именно драматический спектакль с музыкой. И нам как актерам подобное очень нужно и полезно.

ПО УГЛЯМ, СРЕДИ ПЕСКОВ
С драматическими задачами, кстати, артисты в большинстве своем справляются замечательно, по-новому раскрываясь для зрителей. Однако спектаклю недостает динамики, которая по-настоящему появляется лишь к середине двухчасового действа – первая часть вводит в атмосферу притчевого повествования, знакомит с героями и дает завязку событий уж совсем неспешно.

Эта ситуация была бы критична для спектакля, в основе которого – сложный текстовый материал песен и драматичный сюжет, однако постановка только родилась и еще может набрать комфортный зрителю темпоритм. К тому же отчасти выручает динамичное сценическое решение.

Сцену-арену, где артист работает на все 3600, как и костюмы, придумал художник-постановщик, главный художник театра Сергей НОВИКОВ – благодаря мультимедийным декорациям, созданным «Школой креативных индустрий» (автор видеоконтента – Максим РОЩЕНКО), места действия сменяются мгновенно: арена превращается то в выжженную пепелищем деревню с тлеющими красными углями, то в сюрреалистичную, высвеченную QR-кодом долговую тюрьму, то в пески Синайской пустыни.

И в финале пески эти станут реальными, осязаемыми – когда каждый герой вновь обретет себя, и миллионы песчинок начнут отсчет нового времени.

Источник: https://omskgazzeta.ru/rubrika/kultura/scena-arena-tri-religii-i-sinajsk...