«Раздаются тары-бары, к нам приехали гусары…»

Лариса ЩЕГЛОВА
«Омск театральный», Март 2008

Великий острослов Козьма Прутков сказал однажды: «Настоящая жизнь в городе начинается тогда, когда в него входят военные». Автор этих слов мог иметь в виду только одно – стихию, которую олицетворяют собой военные во все времена, – отчаянную и разудалую, доблестную и благородную, любовную и жизнерадостную, одним словом, настоящую, русскую. Ещё раз в точности этого афоризма можно было убедиться на премьере Омского государственного музыкального театра – спектакле «О бедном гусаре…», жанр которого композитор лауреат государственных премий, народный артист СССР Андрей Петров так и определил: русский водевиль.

Вниманию зрителя, действительно, был предложен музыкальный спектакль, несущий сильную энергетику в зрительный зал. И это нельзя отнести на счет лишь только волнующих интонаций музыки А. Петрова, профессионализма постановочной группы или тонкой игры и хорошего вокала исполнителей главных партий. В момент премьеры редкое сочетание всего этого привело к резонансу, который и позволил спектаклю начать жить своей, сценической, жизнью.

Как говорит сам режиссёр-постановщик русского водевиля «О бедном гусаре…» народный артист РФ, лауреат премии Губернатора Омской области за заслуги в области культуры и искусства имени Н.Д. Чонишвили Кирилл Стрежнев, он никогда не ставит не желанный спектакль, и это, безусловно, наложило отпечаток на творческий процесс, уровень требований к остальным постановщикам и, как следствие, сказалось на результате совместной работы. Минуя новомодные тенденции осовременивания материала, настоящий поклонник стиля К. Стрежнев определил точную задачу и перед московским хореографом Ларисой Александровой, и перед художником-постановщиком из Екатеринбурга Сергеем Александровым – показать эпоху XIX века. Общий колорит эпохи проявился в создании расцвеченных всеми красками радуги и украшенных изящными шуте дамских костюмов и яркой военной формы гусар, такой узнаваемой и одновременно создающей романтичный, мечтательно-созерцательный настрой у публики и эффект зрелищности. Акцент на времени был сделан и в сценографии. Среди декораций, предложенных екатеринбургским художником, как последний штрих и заглавие к сюжету – Герб Российской империи и периодически сменяющий его портрет императора Николая I. Сложные перипетии тогдашней российской действительности, в которые и попадают главные герои, нашли своё выражение в полосатом (чёрно-белом), с жандармским оттенком, решении обстановки театрального действа, что вполне оправданно.

Смешение двух настроений, двух полярных русских стихий, одной – гусарской, хмельной, лихой, безоглядной, и второй – страшной, тюремной, паучьей, гнетущей, заложенное авторами пьесы Эльдаром Рязановым и Григорием Гориным, нашло выражение и в музыкальном материале спектакля. Он изобилует разнообразием ритмов, жанров, музыкальных характеристик. Но всё же главная тема музыки композитора Андрея Петрова – романсовая, лирическая, которая потребовала большого исполнительского искусства от оркестра Омского государственного музыкального театра. По велению дирижёрской палочки Виктора Олина ни одна из волнующих интонаций не была потеряна, а каждая ироническая нотка звучала звонко и весомо. Приятным сюрпризом для зрителей стал исполненный дважды романс-посвящение генералам 1812 года на стихи Марины Цветаевой, прозвучавший как гимн главным героям спектакля – гусарам.

Несмотря на лёгкость и игривость, иронию и гротеск, водевиль «О бедном гусаре…» А. Петрова несёт в себе явную патриотическую идею. Этим данная постановка продолжает линию таких спектаклей Омского государственного музыкального театра, как музыкальная героическая комедия «Давным-давно, или Гусарская баллада» Т. Хренникова, опера «Зори здесь тихие…» К. Молчанова, музыкальная драма «Вечно живые» В. Казенина, необалет «Апофеоз» А. Пантыкина и другие. Все они о патриотизме, проявленном в разные исторические эпохи: во времена Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной 1941–1945 годов, Гражданской войны. Новый спектакль – тоже о патриотизме, но не о том, который ассоциируется с мужеством, героизмом и храбростью, а о том, который несёт в себе глубинные смыслы гражданской доблести, порядочности и благородства русского офицера и просто русского человека. Поэтому гусары на этот раз оказываются не на войне, а в условиях повседневной жизни. Они становятся беззащитными, даже имея при себе оружие. Перед лицом внутренней опасности и проверки, задуманной и срежиссированной государственным чиновником, все равны: и военные, и гражданские, и гусары, и актёры, и мужчины, и женщины.

Судьбоносным событием для главных действующих лиц становится появление в городе чиновника по особым поручениям, тайного советника Мерзляева. Человек без совести, отчаянно рвущийся к орденам и славе карьерист Мерзляев в провинции упивается своей неограниченной властью и безжалостно играет жизнями людей, вставших на его пути. В исполнении Александра Хмырова этот персонаж – заложник своего тщеславия, способный думать лишь о личной выгоде. Ни на миг не покидают его мысли о своем хитроумном плане, который способен только навредить всем. Исполняя вокальную партию, солист свою технику и мастерство направляет на воплощение образно-эмоционального характера героя, заложенного в музыке А. Петрова, демонстрируя при этом свободное владение голосом, стилистическую чуткость, искусство тембровой расцветки спетого слова. Как артист глубокого драматического дарования, он создает образ надменного, хладнокровного, вопиюще бесчувственного человека и с таким достоинством преподносит его со сцены, что Мерзляев именно своими отрицательными характеристиками выделяется, заставляет трепетать перед ним. Глубину образа музыкального и сценического по-своему раскрывает Павел Краснов. Этот герой в его исполнении скорее хитёр и коварен, чем беспощаден. Его Мерзляев – натура изворотливая и на самом деле способная на подлости в погоне за чином. Но порой в этот портрет средоточия маленького зла так и вкрадываются черты обычного мужчины, жаждущего сыграть влюблённость, что естественным образом отразилось в усилении именно лирико-романтических оттенков звучания его голоса.

Неотступно за Мерзляевым следует его слуга Артюхов, которого сыграл молодой солист театра Алексей Григорьев. В его интерпретации Артюхов – плут, заискивающий лишь до поры до времени и ожидающий своего звёздного часа. Именно поэтому он выполняет досконально все поручения хозяина, становится его «третьим оком» и вездесущей ищейкой. Артистичность А.Григорьева позволила ему с лёгкостью создать комический подтекст своей роли, что наверняка сделает эту работу артиста весомым дополнением к его репертуару.

Серьёзным препятствием на пути Мерзляева к достижению цели становится Полковник. Мерзляев и Полковник – ярые антагонисты, что проявляется в их диалогах и дуэтах. Оба они служат Отечеству, но по-разному и руководствуясь разными порывами. Если первый служит государю, то второй верен, прежде всего, Отчизне. Поэтому, вопреки воинской присяге, благородный Полковник, которого убедительно сыграл заслуженный артист России Анатолий Мотовилов, пытается разрушить интриги жандарма и заступиться за честь гусарского мундира своих питомцев. Точно и правдиво артист доносит до зрителя мысль о том, что он руководствуется в этой ситуации «отвагой души» и «вечной честью офицера». Полковник в исполнении А. Мотовилова – заступник, командир-отец, который не кланяется ни пулям, ни начальству. Этот образ гордого, доблестного человека, переживающего, но никогда не посмеющего отступить, артист закрепил прежде всего в музыкальном пласте роли, искренне и горячо, томно и осознанно исполнив куплеты всех своих песен. Без преувеличения можно сказать, что Анатолий Мотовилов воплотил на сцене истинный образец национального военного характера, на который должны равняться сегодняшние потомки.

Рискованное дело, призванное снять пятно позора с гусар, Полковник поручает корнету Плетнёву. Выбор сомнителен для зрителя, который «наслышан» о репутации этого гусара, но очевиден для Полковника. Мудрость и чутьё вояки со стажем не подводит и на этот раз. Недалёким, хвастливым, но порывистым и отчаянным увидел своего героя Виталий Ивашина. У такого Плетнёва большое, доброе сердце, которым он и руководствуется по жизни. Нежно, с ностальгией в соответствии с красками лирического тенора поёт его Плетнев знаменитый романс «О бедном гусаре замолвите слово», вкладывая в него и горечь своей никак не складывающейся карьеры, и тоску одиночества в личной жизни. По-своему убедителен в роли Плетнева и другой солист театра – Алексей Черноскутов. Неопытным птенцом, внемлющим словам своего наставника, представляет он своего героя в начале дела, но каким мужественным и полным собственного достоинства – после «боевого крещения». В исполнении А. Черноскутова коронный романс Плетнёва прозвучал в более сдержанной, но благородной манере, не лишённой, однако, эмоциональной выразительности и мягкости, свойственной тембру его голоса. Открытием спектакля стала молодая солистка театра Джейма Карапетян, так искренно сыгравшая младшую в семействе Бубенцовых. На протяжении всего спектакля она отчаянно страдает за своего любимого папеньку и ради него готова принести себя в жертву. В образ Насти Джейма Карапетян привносит больше решительности, делает её более лукавой и изворотливой, чем другая исполнительница этой же роли – Юлия Соловьева. Но это не мешает застенчивости, непосредственности и простоте быть убедительными красками в характеристике героини у Ю. Соловьёвой. Обе солистки смогли прочувствовать интонации музыкального языка композитора А. Петрова и показали хорошую кантилену, владение музыкальной фразой.

Ни в чём не повинной жертвой в русском водевиле «О бедном гусаре…» А. Петрова становится провинциальный актёр Афанасий Бубенцов. Эту роль режиссёр Кирилл Стрежнев доверил заслуженному артисту РФ Владимиру Миллеру и народному артисту России Георгию Котову. Палитрой разных красок вырисовывает своего персонажа В. Миллер. В момент знакомства с ним мы видим смелого, предприимчивого человека, умеющего быстро приспособиться к условиям жизни. На балу его обвиняют в фиглярстве, но именно оно становится повседневной маской актёра Бубенцова, за которой угадывается непростая биография скитающегося по стране человека и в одиночестве воспитывающего дочь. Несмотря на это, Бубенцов не разучился забавляться по жизни, иронизировать над собой, шутить с окружающими и даже смеяться смерти в глаза. В этом ключе Владимир Миллер смог представить Бубенцова и особенной, индивидуальной манерой передвижения по сцене – отважной, стремительной и жизнеутверждающей. Своим кипучим темпераментом артист заполняет всё пространство спектакля, очаровывает зрителя, срывая аплодисменты публики во время действия после исполнения своих трагифарсовых музыкальных монологов.

Удалась роль Афанасия Бубенцова и Георгию Котову. В этом образе плутоватого, нечистого на руку шельмы актёришки Г. Котов создаёт тонкий психологический портрет своего героя. Очевидно, насколько противоестественна его человеческой натуре навязанная ему Мерзляевым роль карбонария. Шутки шутками, но Бубенцов знает, где нужно остановиться и где та граница, за которой решаются судьбы других людей. Он – кузнец своего счастья и горя и никогда не посмеет отмерять чей-то жизненный путь. До небывалых человеческих высот поднимается Бубецов, оклеветав себя и приговорив «к плахе». Г. Котов в полной мере даёт прочувствовать зрителям горечь расставания с родными ему людьми, с жизнью, которую он любит больше всего на свете, но и понять, что его выбор был сделан в пользу честного и благородного.

Самопожертвование Афанасия Бубенцова поставило провинциального актёра в один ряд с Полковником. Они оба проявили себя как личности, олицетворяющие лучшие качества русского народа, закрепив тем самым за собой право считаться людьми подлинных чувств, свято исповедующими патриотическую идею.

«О бедном гусаре…» А. Петрова в постановке Кирилла Стрежнева – спектакль многонаселённый, где ни один из персонажей не остаётся незамеченным. Украшением спектакля стала Спешнева. В исполнении народной артистки России Валентины Шершнёвой это настоящая русская женщина, с одной стороны, волевая и способная «коня на скаку остановить», с другой – очень женственная и уверенная в своей неотразимости, лихо заигрывающая с мужчинами дама. Своей работой В. Шершнёва добавила национального духа в этот русский водевиль. Более домашней, сдержанной и мягкой получилась Спешнева у Елены Тихоновой. Но как хотелось именно этой нежности и теплоты на фоне коварных проделок и интриг!

Маленькие по объёму роли в этом спектакле нельзя назвать таковыми по игре артистов. Серьёзная работа была проделана Валерием Грачуновым, который подарил спектаклю своего удивленно-наивного, слегка нетрезвого и разговаривающего на украинский манер Тюремщика. Удаётся настроить зрителя на веселый лад Губернатору, всё время забывающему слова (заслуженный артист России Игорь Варнавин, актёр Павел Матусов), и их подсказывающей Губернаторше, которую так естественно и комично сыграла Тамара Славченко. Достойно выводят на сцену фигуру Перцовского заслуженные артисты России Георгий Базилевский и Владимир Ошкуков. Не лишен характера и обаяния суфлёр Мовзон в исполнении Константина Черных.

Полноправным действующим лицом спектакля, по задумке режиссёра, стали хор под руководством главного хормейстера Омского государственного музыкального театра заслуженного работника культуры России Татьяны Бобровой и балет, номера для которого ставила московский хореограф Лариса Александрова. Одновременное присутствие тех и других на сцене, слаженность в звучании голосов артистов хора, высокая техника исполнения движений артистами балета создавает ощущение гармонии и красоты. Эти ансамбли, присущие водевилю, стали сильными сторонами данного спектакля: они согревают душу, создавают ореол праздника, ощущение которого длится ещё не одно мгновение.

…И лишь внезапно оборвавшаяся жизнь одного из героев опаляет огнём эту игру в жизнь, игру в театр, заставляет вздрогнуть и задуматься каждого из пришедших на спектакль над своим выбором. Выбором между выгодным и честным, между безопасным и благородным, между бессовестным и нравственным.