«Панорама» от бельканто до батмана

Людмила ПЕРШИНА
«Омск театральный», Июль 2009

Если бы с 23 мая по 11 июня откуда-нибудь из космоса сканировалась российская территория, то сигналы особой творческой интенсивности точно бы улавливались в районе Омска. Что ничуть не удивительно: ровно 20 дней наш город с полным правом мог именоваться музыкальной столицей России. Второй фестиваль «Панорама музыкальных театров» стал поистине всероссийским явлением. Вопреки всем кризисным тенденциям, омичи смогли увидеть не просто широкий спектр того, что входит в понятие современных музыкальных жанров, а лучшие образцы отечественных музыкальных постановок. Это и оперные спектакли, и балетные постановки, и мюзиклы, и оперетты, и камерное пение, и вечер музицирования, и синтетический мюзик-холл, и даже песенный театр.
Замечательно плодотворной оказалась и идея приглашения на фестиваль наряду с масштабными творческими личностями представителей юного поколения российской балетной и оперных школ – Бурятского хореографического училища и Саратовской консерватории. Посмотрев и послушав их выступления, оценив серьёзность подготовки и дистанцию, которую предстоит ещё преодолеть на пути к профессиональной сцене, зритель убедился, что будущее музыкальных театров России в надёжных руках.

Омичам повезло и в том смысле, что репертуарную афишу фестиваля его организаторы составили очень демократично: было из чего выбирать. На «свои» постановки ходили поклонники серьёзных академических жанров. Театры «Санктъ-Петербургъ опера», «Новая опера», «Русская опера», государственный Воронежский театр оперы и балета, Московский хоровой театр Б. Певзнера, филармонический вечер «Соло на арфе», гость фестиваля Казахский академический театр оперы и балета и, наконец, блестяще завершивший «Панораму» – «Кремлевский балет», – дали меломанам немало пищи для размышления о путях развития современного академического искусства.! (Заметим, кстати, что абсолютно все оперные постановки шли на языке оригинала – никаких уступок провинциальным запросам и привычкам!) Более масссовый зритель порадовался приезду Санкт-Петербургского «Мюзик-Холла», выступлению музыкального театра Кузбасса и появлению в Омске модного медийного лица – балерины Анастасии Волочковой с оперно-балетной феерией. И, конечно же, все без исключения омские поклонники легкого музыкального жанра с восторгом и воодушевлением приняли премьерный спектакль родного Омского музыкального театра – «Бабий бунт, или С вилами против кризиса».

А появление на омской сцене с двумя гала-концертами народного артиста СССР Владислава Пьявко, пушкинский вокальный вечер народного артиста СССР Леонида Сметанникова, невероятно обаятельный Черевик из «Сорочинской ярмарки» в исполнении народного артиста СССР Александра Ведерникова, – эти три богатыря русской оперы стали редким изысканным подарком для всех ценителей подлинных отечественных талантов.

Гости фестиваля, все как один, попадали под обаяние омской публики – не просто сердечной и гостеприимной, но и умной, чуткой и компетентной. Московские и питерские мэтры говорили об удивительно внимательном отношении к культуре омской власти во главе с губернатором Л.К. Полежаевым, дружно отмечали высокий уровень организации фестиваля (заслуга его оргкомитета, возглавляемого министром культуры Омской области В.А. Телевным) и замечательно работавшую команду дирекции «Панорамы» с неутомимым Б.Л. Ротбергом.

Народный артист Росссии, руководитель «Кремлёвского балета» Андрей Петров сказав: «Фестиваль с такой афишей – это событие российского масштаба», – знал, что говорит. Андрей Борисович объездил со своим знаменитым коллективом полмира, ему есть с чем сравнивать. После Омска «Кремлёвский балет» отправился в Париж, где открывал празднование столетия дягилевских «Русских балетных сезонов». Тем не менее, Андрей Петров подчеркнул, что «кремлёвцам» очень важно танцевать для российского зрителя. Именитый хореограф говорил и о том, как ценно, когда власть поддерживает подобные фестивали: «Знаю, что лауреат национальной премии «Золотая маска» Леонид Константинович Полежаев патронирует «Панораму музыкальных театров, и это во многом определило уровень фестиваля».

В прямом смысле слова звёздным стало завершение «Панорамы». И дело не только в звёздах «Кремлевского балета», увенчавших масштабный всероссийский фестиваль. Вечером 11 июня в самом красивом месте нашего города – на стрелке у Речного вокзала в небе вспыхнул роскошный салют. Омск салютовал в честь «Панорамы музыкальных театров». Устроили этот эффектный звёздный спектакль по приглашению дирекции фестиваля калининградская фирма «ХАН», имеющая опыт организации салютов в Каннах. Грандиозный фейерверк в честь фестиваля запомнится омичам надолго.

От «Страсти любви» к «Параду теноров»

Центром притяжения восхищённых слушателей в первые два фестивальных дня был народный артист Советского Союза, солист Большого театра, выдающийся оперный и камерный певец Владислав Пьявко. Педагогической деятельности в Фонде Ирины Архиповой Владислав Иванович – натура творческая и незаурядная во всех своих проявлениях – отдаётся с пылом и ответственностью ничуть не меньшими, чем своим выходам на оперную и концертную сцену. Представляя на гала-концерте «Страсть любви», голоса замечательных воспитанниц Фонда в рамках проекта «Опера – новое поколение», маэстро дженльменски отходил в тень, на первый план выдвигая очаровательных солисток: Большого театра – Анну Викторову, Саратовской оперы – Ольгу Кочневу, Красноярского оперного – Елену Авдееву и Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко – Мария Лобанову. В завершение концерта Владислав Иванович сказал со сцены о высоком уровне омских музыкантов и главного дирижёра оркестра театра Юрия Соснина, которые потрясли его талантом и профессионализмом.

Во второй вечер Владислав Пьявко вывел на сцену музыкального театра мужскую часть «Нового поколения». Как выразился мастер – «третья эскадрилья теноров», им воспитанных. Омичи услышали концерт под названием «Парад теноров», в ходе которого Владислав Пьявко полновластно режиссировал демонстрацию вокальных возможностей своих питомцев разных лет. В финале «Парада» прозвучал уникальный ансамбль семи теноров, вдохновенно и весело исполнявших попурри из знаменитые неополитанских песен. Помимо покорившего публику яркого голоса самого маэстро Пьявко, судя по аплодисментам, особенно взволновали омичей прекрасный полётный тенор Алексея Волжанина и чувственное бельканто Михаила Акименко. Закончился концерт триумфально: зал встал и долго не отпускал певцов, заставив повторить финальную часть концерта на бис.

Диалог о любви, преданности, измене

Оперу Бриттена «Поругание Лукреции» можно уподобить непростой музыкальной шкатулке с секретом, разгаданным её постановщиком народным артистом России Юрием Александровым. Театр «Санктъ-Петербургъ Опера», которым он руководит, стал первооткрывателем этого очень яркого, но сложного для сценического воплощения материала. Опера, написанная в 1946 году, по словам режиссёра, – настоящий документ эпохи, дитя своего времени. Раны только что завершившейся второй мировой войны ещё были свежи и болели. Тема неравенства агрессора и жертвы была тогда актуальна, как никогда.

Самое удивительное, что и спустя почти 65 лет время ничуть не приглушило эту актуальность.

Хотя сам сюжет взят из древнеримской истории, но он вполне проецируется на коллизии ХХ века. Знатная Римлянка Лукреция (Елена Еремеева), верная своему мужу полководцу Коллатинусу (Евгений Баев), была обесчещена сыном римского царя Тарквинуса (Алексей Пашиев), который силой овладел ею. Насильника умело провоцировал другой римский полководец – Юниус (Сергей Калинов), уязвленный изменой собственной жены. Драму тщетно пытались предотвратить кормилица Лукреции Бьянка (Наталья Кочубей) и служанка Люция (Екатерина Кудрявцева). В финале оперы Лукреция рассказывает о произошедшем мужу и закалывается у него на глазах.

За происходящим следят, словно со стороны, ещё два персонажа – Он (Сергей Мунтян) и Она (Ольга Воробьева). Они вовсе не стилизованная транскрипция греческого хора, это Адам и Ева сороковых годов ХХ столетия. Их жизненный опыт отягощён не просто личной драмой, а трагедией мирового масштаба. Поэтому они не остаются безучастными комментаторами, а вмешиваются в ход событий со своими предостережениями и призывами к сопротивлению.

Потрясающий вокальный ансамбль собран Юрием Александровым в этом спектакле. Удивительно созвучие голосов. Хороши и колоритны все актёры, занятые в постановке. Лишённая внешних эффектов музыка Бриттена завораживает своей акварельной прозрачностью, чистотой звучания, нарастающим драматизмом. Великолепный вокал только усиливает эти ощущения. При том, что поют артисты необыкновенно свободно, их пластика естественна, а драматические приёмы просты и убедительны.

Опера, побуждающая осмысливать глобальные исторические катаклизмы через трагедию конкретных судеб, на удивление камерна и не помпезна. Её не случайно показывали на сцене драматического театра, причём оркестр сидел прямо в зрительном зале, музыканты занимали также боковые ложи. Не говоря о постоянном присутствии у рампы Его и Её. От этой близости у людей, сидящих рядом с ними, рождалось особое чувство единого дыхания. А «сюрреалистично» разъятые на фрагменты римские статуи в сценографии спектакля, лишний раз напоминали о хрупкости и уязвимости красоты в контексте сегодняшнего дня.

Пожалуй, даже самый консервативный омский зритель с восторгом принял «Поругание Лукреции», оценив в спектакле главное – удивительную гармонию музыки и новаторской стилистики спектакля, виртуозность вокала и тончайшее чувство стиля всего актёрского ансамбля. Браво, питерцы!

Гимн Ферхаду и Ширин

Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая – единственный зарубежный гость фестиваля – привёз спектакль, ставший еще в 1960-ые годы легендой советской хореографии. Удивительную «Легенду о любви» Юрий Григорович поставил вначале в Кировском театре, затем в Большом. Балет, созданный по пьесе Назыма Хикмета, был признан одним из лучших воплощений балетной «ориенталистики», совершив настоящую революцию в балетной эстетике своего времени.

Вместе с художником-постановщиком Симоном Вирсаладзе знаменитый хореограф поставил «Легенду о любви» и на сцене Казахского театра имени Абая. Дирижёром-постановщиком выступил Нурлан Байбусинов. Фантастические декорации, невероятно красивые костюмы, оригинально стилизованная «персидская» пластика, высокое мастерство исполнителей просто очаровали омскую публику изысканностью и поэтичностью, оставшись в памяти светлым и завораживающим гимном жертвенной всепоглощающей любви каменотёса Ферхада и принцессы Ширин.

Судьбы, вплетённые в мелодию

Предваряя мировую премьеру в Омске своей концертной программы «Долгое возвращение. Книга песен», Борис Певзнер сказал со сцены музыкального театра, что его судьбы долгое время была связана с Сибирью и он многим обязан этой земле. Ещё художественный руководитель Московского Хорового театра, заслуженный деятель искусств РФ поблагодарил, как он выразился, всех устроителей замечательного музыкального праздника-фестиваля. Весомым вкладом в праздник самого хорового коллектива стали двадцать песен, исполненных на идиш. Музыку для этого необычного песенного представления специально по заказу Театра написал Михаил Броннер.

Осталось загадкой, как классическую, чисто камерную манеру исполнения Борис Певзнер в этой программе сумел органично переплавить со знаменитым еврейским национальным колоритом. А артисты его театра (иначе о них не скажешь), очень убедительно раскрасили этот материал выразительными эмоциональными и психологическими красками. Да так, что песни еврейского местечка с их жанрово-бытовыми сюжетами стали вполне понятными и без перевода людям, сидящим в зрительном зале Музыкального театра. Кажется, вся палитра человеческих эмоций – от лирики до шутки и гротеска – была отражена в этом песенном калейдоскопе.

Действительно, в этом театре каждый голос наделен не просто особой выразительностью, но той мерой индивидуальности, которая позволяет ему не теряться на общем фоне. Омичи услышали настоящий ансамбль виртуозов-вокалистов, способных вместе создать очень яркое и запоминающееся музыкальное полотно.

Русские градусы «Любовного напитка»

Московский театр «Новая опера» имени Евгения Колобова славится не только высокой музыкальной и сценической культурой, но и склонностью порой озорно переосмысливать мировое и отечественное оперное наследие. На фестиваль в Омске колобовцы рискнули привезти снискавший несколько скандальную славу «Любовный напиток» Доницетти. Шедевр итальянского композитора давно покорил мировые сцены мелодической легкостью музыкального материала и очаровательным простодушием сюжета. А романс Неморино Una furtiva lagrima («Одна слезинка украдкой»), пожалуй, знаменит у меломанов не меньше, чем песенка Герцога из «Риголетто» Верди или ария Casta diva из «Нормы» Беллини.

Интерес к спектаклю подогревался тем, что постановку осуществил уже знакомый омичам по опере Бриттена Юрий Александров. И если в «Поругании Лукреции» мы увидели Александрова-эстета, Александрова-философа, размышляющего на вечные темы противостояния добра и зла, то «Любовный напиток» явил нам Александрова-пересмешника, не побоявшегося «перекроить» классический сюжет по собственным лекалам. Он довольно дерзко обошёлся и с маэстро Доницетти, и с трепетным парафразом сюжета про Тристана и Изольду, столкнув куртуазный мир старого доброго театра с окарикатуриными реалиями довольно примитивной жизни российской провинции.

Получилось круто. Словно в тихую заводь ХIХ века высадился футуристический десант из века ХХI. Карнавальное вампучное многоцветье, которым так щедро было расцвечено начало спектакля, вдруг мгновенно потеряло свои сочные краски, превратившись вдруг в нечто удручающе блекло-серое. Перед нами предстал унылый двор-колодец и его замухрышистые обитатели – привычный всем пейзаж на фоне российских задворок. И пароль, открывающий секрет метаморфозы, был произнесён в итало-язычном спектакле лекарем Дулькамарой (Сергей Тарасов) по-русски: «Хватит! Довольно! Товарищи, занудно, старомодно!». До публики дошло, что с ней шутят. И она охотно включилась в игру. Тем более что любовный напиток, так смачно пропагандируемый Дулькамарой, оказался вполне узнаваемым портвейном.

Нельзя сказать, что артисты были не убедительны в предлагаемых режиссёром обстоятельствах. И знойная Адина (Татьяна Печникова) азартно доказывала, что не зря носит титул лауреата премий «Коста Дива» и «Золотая маска», и брутальный сержант Белькоре (Василий Ладюк) не только своим красивым баритоном, но и дембельской надписью на бицепсе: «2009. Омск» прицельно покорял женскую часть зала, да и вполне выразительной оказалась Джанетта, подружка Адины (Екатерина Кичигина). И, разумеется, немалые надежды связывала публика с исполнителем роли Неморино Нурланом Бекмухамбетовым. Он сумел создать образ трогательный и запоминающийся. Тенор у него приятной тембральной окраски, но петь «Уну фуртиву», нарядившись в ватник, с «беломором» в зубах, да ещё сидя спиной к публике, – задача, увы, саморазрушительная. Музыкальный и смысловой материал вступили в неразрешимый конфликт с визуальной наличностью.

Безусловно, нельзя не отдать должное прекрасной вокальной и сценической подготовке ансамбля солистов. Они поют легко в движении, даже вниз головой, превосходно двигаются и вообще находятся в великолепной физической форме. Всем этим совершенно справедливо заслужили овации омской публики. Пуритане от оперы, конечно, сердито ворчали после окончания спектакля. Но зато теперь широкие зрительские массы в Омске имеют собственное представление о новых тенденциях в оперном искусстве. И, кажется, многие усвоили, что иногда режиссёры приходят в театр, чтобы подурачиться. Ведь ничто человеческое им не чуждо.

Этот победительный дон Сезар

Совсем непростая задача конкурировать на сцене с известными экранизациями популярных костюмных мюзиклов. Режиссёр Владимир Подгородинский, поставив в государственном музыкальном театре Кузбасса мюзикл Евгения Ульяновского «Дон Сезар де Базан», создал первую в России сценическую версию пьесы Дюмануара и Деннери «Испанский дворянин». И работа эта вполне конкурентно способна. Если оценивать её с позиций популярной некогда киноверсией с Михаилом Боярским в заглавной роли.

Кузбасский театр сознательно выбрал для фестиваля один из традиционных музыкальных жанров – мюзикл. Подгородинский великолепно чувствует эпоху, умело создает исторический фон, остроумно выстраивает главную интригу спектакля и замечательно работает с актёрским составом. При этом он чуточку иронизирует над главным героем, предлагая зрителям тоже улыбнуться над превратностями судьбы дона Сезара де Базана.

Конечно, опытный режиссёр не взялся бы за постановку, не будь в труппе яркого и куражного дона Сезара. Заслуженный артист России Вячеслав Штыпс обладает целым набором необходимых для этой роли качеств – обаяние, пластичность, мужской шарм, приятной окраски голос. И обольстительная цыганка Маритана (Элина Александрова) по всем параметрам составляет ему достойную пару. На фоне искрящихся эмоциями главных героев сущим злодеем (но каким элегантным!) выглядит дон Антоно де Сантенарем, первый министр короля в исполнении заслуженного артиста России Валерия Титенко. А уж комическая парочка супругов де Монтифиоре (Константин Голубятников и заслуженная артистка России Ольга Павлова) просто укладывала публику одним своим появлением на сцене.

Пожалуй, досадным недоразумением стала на спектакле слишком резкая подача звука. Артисты, в соответствием с веяниями времени, работали с микрофонами-заушниками, и порой в вокальных номерах оркестр почти заглушал их голоса. Театральным радийщикам нужно быть внимательнее к таким звуковым нюансам. Когда в ушах зрителя звенит от переизбытка децибелов, многие достоинства спектакля начинают проходить мимо.

Любить по-итальянски

Воронежский театр оперы балета привёз на фестиваль «Тоску» Дж. Пуччини в постановке заслуженного деятеля искусств РФ Александра Зыкова. Воронежцы уже давно и успешно практикуют приглашение на главные партии ведущих солистов столичных оперных театров. В несомненных плюсах такой политики могли убедиться омичи. Партию Тоски в воронежском спектакле пела солистка Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ирина Ващенко. На роль Каварадосси был приглашён солист Челябинского оперного театра Фёдор Атаскевич. В образе барона Скапьи перед омичами предстал народный артист России Евгений Поликанин из театра Станиславского и Немировича-Данченко.

Одна из вершин мирового оперного репертуара «Тоска» Джоакомо Пуччини, как известно, представляет то направление в музыке, основой которого является «жизненная правда». И действительно, зрители увидели настоящую драму, разыгранную на высоком профессиональном уровне. При этом публика испытала наслаждение от звучания голосов, от прекрасно работавшего оркестра (дирижёр заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин). Нежная самоотверженная Тоска Ирины Иващенко – обладательницы красивого лирико-драматического сопрано и счастливо эффектной внешности сразу завоевала симпатии зала. А молодой Федор Атаскевич оказался удивительно убедительным и органичным в роли художника Каварадосси, осваивая музыкальную стихию Пуччини легко и свободно. Знаменитая ария Каварадосси в его исполнении вызвала бурю восторга у зрителей.

И, конечно, великолепен был Евгений Поликанин! Безупречный вокал народного артиста дополнял выразительный драматический рисунок роли. Чувствовалось, что за спиной этого мастера оперной сцены внушительный репертуарный список спетых партий. Опыт всё-таки даёт исполнителю необходимую свободу, а также особую психологическую глубину и выразительность. Очень важно, что у трио главных исполнителей сложился в спектакле ансамбль. Чувствовалось взаимопонимание, умение быть настроенными на единую творческую волну. Воронежская «Тоска» стала образцом классического подхода к оперному материалу, подарив поклонникам радость встречи с потрясающе красивой музыкой и прекрасными голосами оперных артистов.

Феерия по имени Настя

Она, как мощное магнитное поле, поляризует всё вокруг себя. Одни превозносят Анастасию Волочкову буквально до небес, награждая эпитетами «божественная», «лучезарная». Другие при упоминании этого имени презрительно морщатся, видя в его обладательнице капризную, невыдающихся способностей танцовщицу, делающую карьеру исключительно на скандалах. Но равнодушных не было и нет. Не удивительно, что Омск буквально стал на уши, прослышав о приезде балерины на фестиваль «Панорама музыкальных театров» с программой «Оперно-балетная феерия».

Она победила своим выступлением многих скептиков, доказав, что способна поражать не только редкой красотой, но и талантом в ярких хореографических композициях, созданных специально для неё. Тем более что интересным и достойным было обрамление выступлений примы. Партнёрами у Анастасии выступали солист Большого театра Ринат Арифулин и премьер Мариинки Иван Козлов. В программе участвовали и солисты-вокалисты – Василий Ефимов из «Геликон-Оперы» и Наталья Бороздина из «Новой оперы».

В первом отделении запомнился номер Волочковой на музыку песен Эдит Пиаф «Я ни о чём не жалею», исполненный в паре с Иваном Козловым. А во втором зрителей особенно впечатлил «Сицилиец» на знаменитую киномузыку Нино Рота. Эту композицию Анастасия танцевала с Ринатом Арифулиным. Очень выразительная хореография с потрясающим финалом, когда оказывается, что партнёром героини оказалась душа убитого человека… Так что в финале вечера на долю балерины выпало немало оваций. По собственному признанию, омский приём тронул Волочкову до глубины души.

Если говорить о программе в целом, то наиболее уязвимыми у бывшей примы Большого были номера классического репертуара – композиция «Весна» на музыку Листа и «Умирающий лебедь» Сен-Санса. «Весне» явно не доставало весенней лёгкости и воздушности. А «Лебедь» как-то не очень походил на умирающего. Возможно, сказывалась нелюбовь Насти к классике, которая, после отлучения балерины от Большого театра, перестала ей быть интересной. Так, во всяком случае, было сказано самой Анастасией на пресс-конференции. В любом случае, участие Волочковой в фестивале придало ему модный нюанс медийной актуальности, а поклонники могли полюбоваться своей любимицей на сцене и во время экскурсий по городу.

Оперная Гоголиада

И как же в Год Гоголя обойтись без присутствия в афише имени Николая Васильевича? Московский театр «Русская опера» представил на суд зрителей комическую оперу М. Мусоргского «Сорочинская ярмарка». Яркое, красочное сценическое оформление, смачные парубки и девчата, впечатляющая хореография (режиссёром-постановщиком и хореографом в одном лице выступил Михаил Кисляров), гоголевский дух, витавший над происходящим на сцене, моментально расположили к себе отзывчивую омскую публику.

Да и как было не отозваться на мажорно-радостный малороссийский колорит нашему зрителю, имеющему в Сибири широко разветвлённые украинские корни. Живо сыгранные бытовые сцены, вплетённые в музыкальную ткань оперы украинские народные мелодии, феерическая динамика в развитии действия, выстроенность и подвижность массовых сцен – всё это не могло не захватить глубиной разработки и убедительностью. А уж появление на сцене легендарного русского баса народного артиста СССР, Александра Ведерникова в роли Солопия Черевика и вовсе вызвало всеобщий восторг в зрительном зале. Тем более что Александр Филиппович демонстрировал на всём протяжении спектакля превосходную творческую форму и великолепный голос.

Надо сказать, «Русская опера» собрала в этом спектакле целый букет интересных исполнителей. Колоритная, прямо-таки христоматийная Хивря – Людмила Воробьёва. Замечательный Кум – Юрий Баранов. Живописный Цыган – Сергей Москальков. Органичный лирично-озорной Грицько – Игорь Вялых. Уморительный и колоритный попович Афанасий Иванович – Вениамин Егоров. Пожалуй, только Парася, дочь Черевика, (Надежда Нивинская) в тот вечер была не в голосе. А так ансамбль вышел на славу!

Всё-таки, главное, что спектакль у «Русской оперы» поучился по-гоголевски веселым, ярким, сочным, и поэтичным. Омская премьера «Сорочинской ярмарки» удалась! Взволнованные тёплым приёмом артисты, когда после долгих аплодисментов опустился занавес, грянули в кулисах громкое «ура».

Поклон Александру Сергеевичу

Поёт народный артист Советского Союза Леонид Сметанников! Слова эти всегда звучали для омичей как пароль, открывающий доступ в мир красоты и совершенства, в мир искренности и душевной чистоты. Великолепный голос, неповторимая исполнительская манера, редкое обаяние, абсолютное растворение в музыке и невероятно эмоциональное наполнение текста песен, романсов и арий – вот какой радостью довелось всецело насладиться зрителям, пришедшим 6 июня на концерт, посвященный 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Сметанников вышел петь, как всегда, своей улыбкой, изысканностью и добросердечием моментально настроив публику на полный контакт и понимание. В первом отделении концерта прозвучали романсы и арии из опер, написанных на пушкинские сюжеты. Во втором – произведения Рубинштейна, Мусоргского и русские народные песни. Это как раз та стихия, которой Леонид Сметанников владеет в совершенстве, для которой он рождён. И как пел, как проживал каждое слово, каждую фразу, заражая зрительный зал своим темпераментом: то удалью, то тоской, то мощью, то страданием…

Под занавес этого прекрасного вечера певец исполнил свою фирменную «Выйду на улицу». Спел с такими невероятными «вкусовыми» оттенками слов, и с такой широтой и амплитудой полёта голоса – что всех пробрало до самых глубин души. Мастер, что ещё скажешь!

А нам и кризис нипочём!

Патриотически настроенная омская публика на подступах к фестивалю всё волновалась: будет ли представлен в «Панораме» любимый Музыкальный театр? Ожидания обмануты не были. Омские артисты представили на суд зрителей оперетту Евгения Птичкина «Бабий бунт, или С вилами против кризиса». Работу посвятили 80-летию со дня рождения заслуженного деятеля искусств России Кирилла Васильева. Этот талантливый режиссёр руководил Омским музыкальным в восьмидесятых годах и является одним из авторов пьесы, написанной по мотивам «Донских рассказов» Шолохова. Спектакль, поставленный молодым режиссером Николаем Покотыло (Москва), получился очень заразительным, куражным и невероятно обаятельным.

Ох, до чего же хороши и убедительны оказались шолоховские персонажи, оказавшись на берегах Иртыша! Что ни роль, то несомненная актёрская удача. Чего только стоит колоритнейший супружеский дуэт Стешки и Марфы – заслуженный артист России Анатолий Мотовилов и народная артистка России Валентина Шершнёва! Природные донские казаки с колоритной речью, неподражаемыми народными ухватками и темперамент – прямо кипяток! А Настя с Николкой – заслуженные артисты России Татьяна Боброва и Александр Хмыров! А неподражаемая парочка Дед Захар и Семёновна – народный артист России Георгий Котов и Ольга Бржезинская. А бесподобный Игнат Петрович – заслуженный артист России Игорь Варнавин! Не подкачали и молодые – Федот с Дуняшкой (Михаил Дергилёв и Юлия Шарабарина), Маринка с Сёмкой (Джейма Карапетян и Константин Барышников).

Одним словом, омичи по-хорошему тряхнули стариной, обратившись к старой доброй оперетте. И по всем прочим составляющим оказались на высоте – сценография, хореографические номера, драматическое наполнение, хоровое и ансамблевое звучание, работа оркестра. Для зрителя же словно пролился бальзам на душу: ну обожает наш народ ретро-шлягеры! А тут такие имена вокруг спектакля собраны – Шолохов, Васильев, Пляцковский. Наконец, Евгений Птичкин, музыка которого в «Бабьем бунте» (как и всё его авторское наследие) – просто чудо лирической мелодики! Одно слово: молодцы наши артисты, сделавшие фестивальный подарок своей публике!

Балет по-кремлёвски: высокий полёт

Начавшись на высокой ноте вокального искусства, фестиваль «Панорама музыкальных театров», конечно же, должна была завершиться не менее сильным эмоциональным впечатлением. Финальную точку в театральном марафоне поставил прославленный «Кремлёвский балет». Сделано это было с блеском и изяществом, присущим профессионалам столь высокого уровня. 10 июня омичи наслаждались шедевром отечественной и мировой хореографии «Спящей красавицей» П. Чайковского. Наслаждались, в данном случае, не есть фигура речи. Спектакль так ярко сверкает совершенством техники, красотой линий, полётностью движений, шагов, эффектных прыжков, отлаженностью ансамбля, что зритель наблюдает за происходящим, словно завороженный. Великолепна сценография, в которой роскошь дворцовых аппартаментов на глазах сменялась таинственным полумраком заколдованного леса. Превосходной технической выучкой, лёгкостью, виртуозностью покоряли Принцесса Аврора (Александра Тимофеева), Принц Дезире (Максим Афанасьев), Фея Сирени (Ольга Зубкова), Голубая Птица (Михаил Мартынюк) и другие исполнители. Собственно, можно перечислять едва ли не всех действующих лиц. Но нельзя не назвать также превосходно исполненную партию Злой Феи Карабос (Роман Мартишкин). Художественный руководитель «Кремлёвкого балета» народный артист России Андрей Петров очень деликатно осовременил хореографию Петипа, еще более подчеркнув изысканность старой балетной партитуры.

И вот венчающая фестиваль «Снегурочка» на музыку Чайковского в авторской постановке Андрея Петрова. Завораживающая светлой печалью работа, в которой тема любви, как солнечные лучи, пронизывает насквозь всё сценическое действие. История о том, как желание любить и быть любимой потребовало от Снегурочки отречения от родного и привычного мира, как слишком сильная любовь стала губительной для неё, рассказана языком пластики выразительно и страстно. Земное тут переплетается с возвышенным, классика с танцем модерн и этнографическими мотивами. Холодноватые тона леденящего снежного царства озаряются солнцем, несущим тепло, пробуждение жизни и гибель главной героини. В этом балете каждая музыкальная нота, каждое танцевальное движение исполнены любви, которой нам всегда не достаёт. И во имя которой не только сказочные герои идут на гибель. Всё-таки миром правит любовь!

И музыка, можно добавить, оглянувшись на быстро промелькнувший отрезок времени между 23 мая и 11 июня. Ведь музыка рождается во славу и имя любви. Поэтому встречаться с ней хочется вновь и вновь. Так что до новых встреч, «Панорама музыкальных театров»!