БРИЛЛИАНТЫ РУССКОГО ВОКАЛА

"Омский вестник", 28 июня 2006

Фестиваль подарил омичам удивительный вечер – концерт ведущих солистов четырех театров: двух московских, одного петербургского и Омского музыкального.
Звучали оперные арии, в основном на итальянском, в оригинале. И зал был заворожен богатством и красотой голосов артистов.
Овацией провожали зрителей солистов Московского театра «Новая опера» Марину Ефанову и Сергея Шеремета, Анастасию Бибичеву, Дмитрия Пьянова. Знаменитый баритон Дмитрий Хворостовский выделяет этот театр из всех российских за коллекцию голосов, собранную создателем театра дирижером Евгением Колобовым. Маэстро рано ушел из жизни, ныне театр носит его имя. Свято чтут в труппе и принципы основателя. Об одном из них после концерта рассказала Марина Ефанова:
- Евгений Владимирович приехал в Москву из Екатеринбурга. И он твердо отстаивал позицию, что русские певцы должны выступать в России. Поэтому наш театр часто гастролирует в провинции: Новгород, Кострома, Вологда, Тюмень, Тобольск – вот маршруты нынешнего года. Но Омск поразил нас грандиозностью события. Итальянцы в Сибири – это говорит само за себя!

Когда наслаждаешься талантливым академическим вокалом, всегда есть ощущение, что настоящий голос – это, пожалуй, самый несомненный Божественный дар. И редчайший, поэтому слушать лучшие голоса мира – это подчеркнутая привилегия королей и элиты (в то время как название «массовая культура» говорит само за себя). И тем дороже подарок – приглашение в Омск звезд вокала. Ведь сегодня лучшие голоса России выступают по всему миру.

- Потому что русские славятся красотой своих голосов, - говорит покорившая слушателей солистка «Новой оперы» Анастасия Бибичева. – У итальянцев, вопреки распространенному мнению, не так богата тембральная окраска, но они более техничны, берут школой, на весь мир знаменитой.

Молодая певица, стажер Московского академического музыкального театра им. К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко Анна Викторова две недели как из Италии, где в г. Ривальдельгардо заняла первое место в международном конкурсе вокалистов. Это одиннадцатый конкурс певицы, в шести из них она стала лауреатом. У Анны редкой красоты меццо-сопрано. Она блестяще исполнила арию Ульрики из оперы Дж.Верди «Бал-маскарад», которая принесла ей победу в Италии, и взволновала зал чудным исполнением романса Женьки Комельковой из оперы К. Молчанова «Зори здесь тихие» - этот романс не что иное, как стихи К. Симонова «Жди меня», положенные на музыку. На следующий день после омского выступления Анна в Москве получала диплом Консерватории. Италия – Сибирь – столица – события в жизни вокалистов мирового уровня следуют одно за другим, преодолевая расстояния. Бриллиантами в короне русского вокала были голоса, прозвучавшие в Омске. И естественно и прекрасно в этой короне расположились омские таланты.

Заслуженная артистка России, лауреат Всероссийских и Международного конкурсов Ирина Трусова, народный артист России Владимир Никеев, лауреаты Всероссийских конкурсов Александр Хмыров и Андрей Данилов достойно представили Омский музыкальный театр. Гости отозвались об омских солистах весомым словом «профессионалы». А к Ирине Трусовой подходили поклонники ее таланта с благодарностью за выступление, говорили, что гости пели замечательно, но она все равно лучшая.

ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ

Последняя неделя фестиваля порадовала омичей спектаклями Государственного академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова: взрослые смотрели легендарный «Необыкновенный концерт», дети – «Братца Кролика».

В день начала Великой Отечественной войны, в День памяти и скорби 22 июня Омский музыкальный театр дал спектакль «Вечно живые» по мотивам одноименной пьесы В.Розова. А эффектным заключительным аккордом фестиваля «Панорама музыкальных театров» стал балет «Жизель» А.Адана, который 24 и 25 июня показал Государственный Большой театр.

Первый из театров страны впервые в Омске. Спектакль, пленяющий публику мира больше полутора веков (в Париже поставлен в 1841 году, в Петербурге – в 1842-м, в Большом – в 1843-м), вместе с «Лебединым озером» стал визитной карточкой русского классического балета. В «Жизели» танцевали все знаменитые балерины нашего Отечества. Этот балет требует от исполнительницы заглавной роли не только отточенной техники, но и драматического дара, поскольку сцену сумасшествия вероломно обманутой героини нужно не только станцевать, но и сыграть. Омичи увидели «Жизель» в редакции народного артиста СССР Юрия Григоровича, который за 30 лет работы главным балетмейстером Большого театра поставил на его сцене 20 балетов.

Заглавную партию на сцене Омского музыкального театра танцевали две балерины: народная артистка России Надежда Грачева и заслуженная артистка России Марианна Рыжкина. Обе балерины продемонстрировали те качества, что стали фирменными знаками русского балета: совершенство балетной техники, невесомую легкость и скульптурную отточенность каждого движения и жеста. Благородный образ графа Альберта блестяще создали на сцене танцовщики Руслан Скворцов и Александр Волчков. И шквалом аплодисментов оценили зрители танец заслуженного артиста России Руслана Пронина, исполнившего партию лесничего Ганса. Удивительный кордебалет Большого театра во втором акте безукоризненно исполнил танцы виллис. В обрамлении сказочных декораций народного художника СССР Симона Вирсаладзе белые изящные образы были воплощением тайн неведомого нам мира. Для этого спектакля оркестр Омского музыкального театра был дополнен десятью музыкантами из Москвы и под управлением Павла Клиничева звучал очень ярко.

Зрители были очарованы. Действительно, такого в Омске еще не было. Выступали прославленные солисты, но считалось, что спектакли Большого и Мариинки привезти к нам невозможно из-за недостаточных габаритов сцены. Оказалось, это не так.

После того как стихли продолжительные аплодисменты москвичам, началась церемония закрытия I Всероссийского фестиваля «Панорама музыкальных театров». Он состоялся по инициативе Губернатора Л.К. Полежаева, организаторами стали Правительство Омской области, Союз театральных деятелей России, Ассоциация директоров музыкальных театров России и Омский государственный музыкальный театр.

За 20 фестивальных дней было дано 26 спектаклей и концертов. Их посмотрели более 25 тысяч зрителей: все спектакли и концерты шли с аншлагами. В фестивале приняли участие более 900 деятелей музыкального искусства. Гостями Омска в эти дни были председатель СТД Александр Калягин, прославленная Галина Вишневская, профессор Уральской консерватории Николай Голышев, большинство директоров музыкальных театров России.

- Фестиваль показал огромную тягу земляков к классическому искусству и стал своеобразным противовесом засилью массовой культуры, - сказал на церемонии закрытия фестиваля Министр культуры Омской области В.В. Радул.

Министр сообщил, что во время фестиваля принято решение о том, что и второй фестиваль «Панорама музыкальных театров» пройдет в Омске, тогда как ранее говорилось о том, что эстафету из Омска примут и будут передавать друг другу те города России, где есть музыкальные театры. Но успех подсказал оставить фестиваль в Омске, чтобы зрителям подарить надежду на радость новых встреч с классикой и выдающимися артистами.