АПОФЕОЗ «АПОФЕОЗА»

Лина Криковец
«Новое обозрение», 31 октября 2007

26 октября в Омском государственном музыкальном театре было представлено еще одно видение столь значимой фигуры, как Александр Васильевич Колчак, на премьере необалета «Апофеоз» А. Пантыкина.
Специально для этого проекта была написана музыка лауреатом Международного конкурса композиторов Александром Пантыкиным, который известен нам как «дедушка уральского рока». Он является автором музыки ко многим театральным постановкам, многочисленным документальным, художественным фильмам («Макаров», «Ты у меня одна», «Все будет хорошо») и телесериалам («Кадеты», «Дальнобойщики», «Участок», «Хиромант»). Музыка «Апофеоза» очень интересна и разнообразна, ее отличает богатая палитра красок.

Музыкальное оформление балетного спектакля усиливается сценическим оформлением и костюмами начала ХХ века, созданными художниками из Москвы Юрием Устиновым и Ириной Акимовой. Сдержанные, без особых излишеств декорации, путем наложения изображений создают объемный пространственный эффект. Однако, Музыкальный не может нас не удивить: так, в спектакле впервые используется зеркальный линолеум (доставленный из Голландии), создающий совершенно потрясающее световое решение и привносящий некое изящество в восприятие картины. Тем не менее, акцент в балете делается, прежде всего, на хореографию.

Для осуществления первой постановки в России необалета «Апофеоз» А. Пантыкина театр пригласил московского хореографа – лауреата Всесоюзного и Международного конкурсов хореографов Юрия Пузакова. Совершенно новая хореография (жанр «необалет» уже говорит сам за себя) сочетает элементы неоклассики, хип-хопа и даже брейк-данса. В спектакле ярко выражены массовые сцены, олицетворяющие «хаос», революцию и беспорядки. Стоит отметить, что для артистов балета не свойственно исполнение современных направлений танцев, но театр не боится экспериментировать. И не ошибся: все танцовщики, занятые в балете продемонстрировали профессионализм, лучшие качества исполнения. В «Апофеозе» чувствуется тонкая, можно сказать, ювелирная работа хореографа, поскольку он сумел направить исполнителей на верный путь создания образа, не смотря на то, что в либретто, созданном им же, сказано: «Специфика балетного жанра не требует детальной исторической проработки спектакля, портретной схожести персонажей. Гораздо важнее передать через танец сам дух сосредоточенной мощи, спокойного упорства Адмирала, призванного временем и небесами прекратить хаос, в который была ввергнута Россия во времена революции и гражданской войны».

Исполнители главных партий сумели тонко прочувствовать атмосферу спектакля. Хорошо ощущается, что артисты долго и упорно трудились над созданием не просто образов, а драматических образов. Дмитрий Дерябин (Колчак) в данном балете открывает не только новые для себя возможности осваиваемого жанра, он находит самого себя.

К сожалению, не довелось увидеть другой состав, где главные партии танцуют заслуженный артист России Сергей Флягин и Татьяна Бирюкова. Думается, что и они не менее убедительны в своих образах.

Партию Анны Тимиревой, гражданской жены Колчака, исполнила Анна Маркова, утонченная и изящная балерина. Она настолько гибка и пластична, что порой кажется, будто хореограф как из пластилина создавал ее образ и выстраивал роль. Танец, благородный, поэтический, стал ее языком, с помощью которого она передала все переживания своей героини. Лирико-драматический образ, созданный А. Марковой, трогает и вызывает восхищение у зрителей.

Убедительный образ капитана II ранга Тимирева в необалете создал Валентин Царьков. Танцовщика отличают острая характерность и сдержанность, но выразительность жестов.

Немалая роль в «Апофеозе» отводится кордебалету. Он не просто эффективно обрамляет сценическую площадку, а является активным участником действия, являясь нам то танцующими вальс парами, то сподвижниками Колчака, то толпой митингующих солдат, матросов и деклассированных личностей. Более того, в балете задействованы артисты хора, которые вполне органично вписались в канву спектакля.

Языком тела, пластики, движений балетная труппа донесла в наши сердца, сердца зрителей, идею спектакля и заставила задуматься о судьбе адмирала Колчака, о нашем неоднозначном историческом прошлом. МЫ увидели нас цене театра портрет человека, защищавшего честь, достоинство России.

Поставив на своей сцене необалет «Апофеоз», Омский государственный Музыкальный театр остается верен своим традициям. Во-первых, обращение к исторической тематике накануне 300-летия города Омска вполне объяснимо и актуально. Во-вторых, в хореографии использованы элементы современного танца, которые привлекают молодежь, таким образом, просвещая ее и знакомя с историей. В-третьих, новый проект выполнен специально по заказу театру и, Омский музыкальный оказался опять в числе первопроходцев, осуществив первую постановку балета в России.